(no subject)
Feb. 24th, 2016 03:48 pmМежду прочим, когда я только начинала писать про "Всё снесено...", то собиралась ещё поделиться некоторыми своими наблюдениями.
По поводу города и не только.
Но отвлеклась.
В 1974 году мой отец работал в Японии: был там два раза, в первый раз около месяца, а потом, после перерыва, больше полугода.
Это была его самая длительная командировка: в другие страны он уезжал не больше, чем на два месяца.
Из Японии он присылал мне письма и открытки, иногда писал по-английски, и я отвечала так же. Открытки те были разные: и "кавайные" анимэшные котики, и виды Фудзи и императорского дворца, и сакура, и необыкновенный по тем временам парк архитектурных миниатюр со всего мира.
Были среди них и виды современного Токио - Гиндза и прочее.
И все, кто видел те открытки, восхищались: ах и ох, как всё ярко, нарядно, сверкает... не то что у нас, эх.
Да, друзья мои: я прекрасно помню время, когда всем очень хотелось, чтобы наша Москва выглядела, как западный город - например, как Токио или Нью-Йорк. Чтобы у нас было всё это: яркая реклама, сверкающие витрины, пестрота, цвет и свет - как в западных фильмах, как в рассказах тех, кто побывал "там".
Заметьте: я не говорю, хорошо это или плохо.
Я не знаю.
Просто это было именно так.
У нас на улицах (Кремль не в счёт))) тогда царили более сдержанные краски, разбавляемые лозунгами и плакатами, но во всём этом не было желанной тогда яркости. Портреты членов Политбюро, сами понимаете, улицам красоты не добавляют.
Поэтому, когда в начале девяностых стали появляться рекламные щиты, многие радовались: казалось, жизнь становится как-то ярче и веселее - хотя бы чисто зрительно.
Я (заметьте) опять же не говорю, что это хорошо. Но это было.
Реклама, освещение маленьких кафе, светящиеся в ночи ларьки - в этом было некое (пусть жалкое, как мы теперь знаем!) подобие западной жизни, с её изобилием и прочими "огнями большого города".
Между прочим (друзья подтвердят и не дадут соврать), когда в середине 80-х в Турции мы, советскоподданные, видели ларьки вдоль всего подземного перехода, это вызывало исключительно одобрение, и мы любили покупать там всякую ерунду, вроде заколочек для волос и колготок. В те времена мой "родной" переход под Садовым кольцом в районе Павелецкой был всегда тёмен, пугающ и мрачен, а когда там тоже понастроили ларьков, то всё засверкало и стало не так страшно... да-да, я понимаю, что ларьки плохи и, возможно, незаконны. Но без них там явно будет "более хуже".
Я хочу сказать (и говорю))), что отношение к ларькам, равно как и к рекламе, заполонившей город, было разным в разное время.
И была (и, похоже, осталась) эта склонность к обобщению: либо все рекламы - хорошо и прекрасно, ибо свобода, либо все они плохи, ибо нарушают историческую среду. Либо все ларьки-палатки - кошмар и всё снести! - либо защищать всё, что понастроили.
Ещё примеры - о том же (хотя о другом).
В восьмидесятые годы прошлого века (ближе к их концу и началу девяностых) мы, советские люди, стали выезжать за границу и наблюдать иностранцев в России.
Было популярным такое суждение: ах и ох, иностранцы такие свободные, а мы такие зажатые! Они везде расслаблены, шумят, смеются, ни на кого внимания не обращают, а мы тихие, робкие, запуганные, озабочены, что о нас подумают, - давайте будем, как они, ура!
Десять лет спустя знаки в том суждении поменялись: ах и ох, как ужасно невоспитанны "наши" люди, шумят, смеются, не умеют себя вести, ни на кого внимания не обращают, а иностранцы спокойные, культурные, сдержанные, считаются с окружающими, вот бы и нам так.
На самом деле, как вы понимаете, и то и другое - те самые обобщения, а люди (и иностранцы, и наши) ведут себя по-разному, и то, что в одной ситуации есть признак свободы от общественного мнения, в другой может оказаться банальной невоспитанностью.
В то же время, в конце 80-х - начале 90-х, нам позволили летать не только самолётами "Аэрофлота".
Тогда иностранцы практически всегда аплодировали пилоту после приземления, а у нас такой традиции не было.
Родилось суждение: ах, они аплодируют, какие молодцы, это весело, и мы будем.
Недавно я с изумлением прочитала: "Только русские туристы (там было словцо типа "быдло" и прочие "фи") хлопают в самолёте, а иностранцы никогда!" - ну, во-первых, непонятно, что хорошего или плохого в тех аплодисментах, а во-вторых, разные люди хлопают, и в разных ситуациях это может восприниматься по-разному: не стоит хлопать, если, допустим, рядом спит маленький ребёнок, это понятно.
К сожалению, обобщение - наше всё.
Это я обобщила.)))
Но у меня потому и нет никакого "мнения" по поводу засилья рекламы на улицах, по поводу сноса ларьков, по поводу громких разговоров или аплодисментов, что хорошо бы рассматривать каждый случай отдельно, без привязки к "тенденции".
И людей и их поступки тоже хорошо бы судить по отдельности, а не в связке "американцы", "русские", "женщины", "атеисты" и так далее.
И эти повороты тоже интересны: сегодня ларьки ("иностранцы" и т.д.) - хорошо, а через год уже "ужос-ужос" и враги народа.
И, что самое забавное, всегда есть те, которые "давно уже говорили" и "всегда так и думали". :)))
